Советы учителя-логопеда родителям
Учитель-логопед Иванова С.В.
Данные игры и упражнения помогут детям развивать дыхание, фонематический слух, артикуляцию.
Упражнения для дыхания выполняйте 10–30 секунд, начинайте с 10 секунд.
Для упражнения «Перышко» подготовьте по числу участников: перья и кусочки ваты; для упражнения «Подуй на шарик»: листы бумаги; для упражнения «Капелька»: листы бумаги, краски, кисти и трубочки; для игры «Кубик»: сухие или бумажные листья; для упражнения «Метелка»: фрагменты бахромы из бумаги, карандаши. Сделайте бахрому самостоятельно или раздайте участникам листы бумаги 5 × 4,5 см, ножницы и зачитайте инструкцию: вдоль короткой стороны сделайте 4 разреза с интервалом в 1 см. Подготовьте две одинаково привлекательные для детей игрушки для игры «Скажи „И-и-и“», мягкую игрушку для игры «Игрушка расшалилась» и часы с громкой секундной стрелкой для игры «Часики», карточки с картинками и буквами для игр «Найди свою букву». «Сказка по очереди». Для игры «Рассказ по картинкам»: бумагу, краски, кисти по числу участников.
1. Упражнения для развития дыхания
Упражнение «Подуй на шарик» от 3 лет
Предложите детям скатать маленькие шарики из бумажки, а затем подуть на них самостоятельно или с помощью трубочек, чтобы они докатились до конкретного места – финиша или игрушки.
Упражнение «Капелька» от 5 лет
Раздайте участникам листы бумаги, краски, кисти и трубочки. Предложите капнуть на бумагу
каплю краски, а затем подуть в трубочку, чтобы капля двигалась и оставила длинный след. Когда ребята справятся, усложните задание: предложите попробовать нарисовать с помощью следа от капли геометрическую фигуру.
Игра «Кубик» от 5 лет
Раздайте участникам сухие или бумажные листья. Объясните правила игры: «Ребята, сейчас я буду подбрасывать кубик с точками. Подуйте на ваши листики столько раз, сколько точек выпадет на кубике».
Упражнение «Метелка» от 5 лет
Раздайте детям карандаши и бумажную бахрому. Предложите наклеить бахрому на карандаш,
чтобы получилась метла. Затем попросите участников подуть на метлу по команде «ветер».
Упражнение «Перышко» от 3 лет
Предложите детям сдувать с ладошки маленькое перышко и кусочек ваты. Когда участники справятся с заданием, усложните упражнение: попросите ребенка управлять
полетом пера или ваты с помощью дыхания.
2. Игры для развития фонематического слуха
Упражнение «Звуковые имитации» от 3 лет
Посадите участников по кругу и зачитайте инструкцию: «Ребята, повторите звук, который я издам: ж-ж-ж, му-у-у-у-у, ко-ко-ко-ко».
Можно использовать игрушечного персонажа.
Упражнение «Хлопни как я» от 3 лет
Хлопайте в ладоши и попросите детей повторить. Начните с простого: один хлопок,
два. Когда участники выполнят, усложните: один и через паузу два, и т. п.
Упражнение «Громко/тихо» от 3 лет
Попросите детей выполнять только ту команду, которую вы будете говорить тихо-тихо, шепотом. Чередуйте тихие, громкие команды и команды с обычной громкостью,
например, скажите громко: «Помашите мне ручками»,
а затем тихо: «Потопайте ножками» и снова громко:
«Хлопните в ладоши. Подпрыгните на месте».
Игра «Дождь» от 3 лет
Посадите каждого участника за стол и зачитайте инструкцию: «Ребята, сейчас мы с вами будем создавать дождь. Когда я скажу: “Дождик начинается – тихо падают капли”, вы тихо и редко барабаните пальцами по столу. После слов “Становится сильнее” – барабаним чаще и громче. А когда я скажу “Ливень!” – стучим громко и часто. Затем “Дождик становится меньше” – барабаним тише, реже, а когда скажу «Дождик стихает, кончается», постепенно перестаем стучать».
Игра «Убежал звук» от 5 лет
Произносите слова без гласного первого звука и просите детей произнести звук, который пропустили,
например, скажите: «…пельсин» или начните с имен: «…ндрей, ...ня, ...леша».
Когда участники справятся, усложните: пропускайте звуки в середине слова, говорите неверный звук, согласный звук и т. д.